Вторник, 25.06.2019, 12:37
Житомирская областная федерация КРАВ-МАГА Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи о крав-мага [16]
СМИ о нас [3]
Публикации в средствах массовой информации о нашем клубе и крав-мага в Украине.
Техника Крав-Мага [2]
Наш опрос
Какой раздел сайта Вам больше всего понравился?
Всего ответов: 178
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
Главная » Статьи » Статьи о крав-мага

ИСТОРИЯ ИЗРАИЛЬСКОГО РУКОПАШНОГО БОЯ - часть 2
ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ

Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года. В тот же день на его территорию вторглись армии пяти соседних государств: Сирии, Ливана, Ирака, Иордании и Египта. Эта первая проверка на прочность новообразованного государства вошла в историю как Война за Независимость.
Кроме нее насчитывается еще пять крупных войн в истории Израиля: Синайская кампания (1956 г.), Шестидневная война (1967 г.), Война на Истощение (1967-70 гг.), Война Судного дня (1973 г.), Ливанская война (1982 г.), и это на фоне постоянных всплесков арабской Интифады.
Подсчитать же количество мелких пограничных стычек, антитеррористических операций и рейдов, проведенных армией, полицией и спецназом Израиля за последние 60 лет физически невозможно. Остается только констатировать, что Израиль, как ни одна страна в мире, накопил огромное количество опыта в деле борьбы с террором, а Армия Обороны Израиля (АОИ) имела массу возможностей проверить в деле все виды своего вооружения – от танков «Меркаба» до рукопашного боя.
Точной даты создания израильского рукопашного боя не существует; однако известно, что «Цахал» (или АОИ) был официально сформирован 31 мая 1948 года, а главнокомандующим был назначен бывший лидер «Пальмаха» Ицхак Садех.
Генерал Ицхак Садех (урожденный Исаак Ландсберг, 1890-1952), родился в Люблине, входившем в то время в составе Российской Империи. Награжденный медалью почета за доблесть, проявленную в Первую Мировую войну, активно помогавший видному активисту сионистского движения Иосифу Трумпельдору, участник сражения за Хайфу 1929 года, отец спецотрядов «Хаганы» «Нодедет» (ивр. «Патрульные отряды») и «Плугот Садех» (ивр «Полевые роты»), создатель первой танковой бригады АОИ, герой Войны за Независимость – помимо всего этого был еще и активным популяризатором физической культуры среди евреев. Еще в молодости Ицхак стал чемпионом Санкт-Петербурга по борьбе, и всю жизнь рассматривал спорт как важный элемент воспитания и образования. И в том же 1948 году генерал Садех назначил Имриха Лихтенфельда шеф-инструктором АОИ по физподготовке и рукопашному бою
Поэтому система израильского рукопашного боя – ровесница государства Израиль и по возрасту может соперничать со многими более молодыми школами традиционных боевых искусств – такими, как Айкикай айкидо или Кекусинкай каратэ.
Но, в отличие от них, израильский рукопашный бой был создан в армии и для армии, и на протяжении 20 лет (с 1948 по 1968 гг.) не преподавался за пределами «Цахала».
Для справки: в Израиле существует всеобщая воинская обязанность, согласно которой мужчины должны отслужить в АОИ 3 года, а женщины – 2. АОИ делится на рабочие («джобники») и боевые («крави») войска. Любой новобранец АОИ, даже если ему предстоит отслужить 3 года поваром, обязательно проходит через «тиронут», или, по-нашему, «учебку», где помимо обращения с винтовкой М-16 и строевой подготовки преподается сокращенный курс рукопашного боя (в основном – с помощью все той же винтовки М-16). Поэтому в том или ином объеме практически каждый израильтянин, отслуживший в АОИ, знаком с базовыми приемами армейской крав-мага. Разумеется, в боевых частях – «Голани» (элитная пехотная дивизия), «Магав» (пограничники), «Цанханим» (парашютисты) и частях специального назначения – в «Сайерет Маткаль» (армейская разведка), ЯМАМ (антитеррористический спецназ), «Мистааравим» (отряды внедрения), С-13 (морской спецназ) и др. рукопашный бой изучается более углубленно, как составная часть курса ближнего боя, и модифицируется в соответствии со спецификой службы.
Содержание курса ближнего боя в АОИ менялось по мере развития самой системы, так же, как менялось и его название: КАПАП, крав-мага, «Лохама Зеира», ЛОТАР, хагана ацмит... Это, прежде всего, было вызвано тем, что на каждом этапе своего развития израильские системы ближнего боя должны были отвечать требованиям времени и возможностям армии, а так же тем, что каждый инструктор привносил в развитие израильского рукопашного боя свой личный опыт и знания.
Ниже мы расскажем о некоторых инструкторах, внесших свой вклад в формирование израильского рукопашного боя.

Имрих Лихтенфельд, офицер и джентльмен

Впервые венгерский еврей Имрих Лихтенфельд (1910-1998) ступил на землю Палестины в 1935 году. Выдающийся спортсмен, рожденный в Будапеште и выросший в Прессбурге (Братислава) к тому времени имел в своем активе звания неоднократного чемпиона Словакии по французской (греко-римской) борьбе, английскому боксу и гимнастике. Его отец, Самуэль Лихтенфельд, еще ребенком сбежал со странствующим цирком, и вырос в окружении акробатов и силачей; сам выступал на арене как борец, а после сделал карьеру полицейского – от простого оперативника до старшего инспектора и инструктора по джиу-джитсу, боксу и тяжелой атлетике в собственном спортивном клубе «Геркулес».
Для его сына визит в Палестину был шансом попробовать свои силы в «Маккабиаде» - еврейском аналоге олимпийских игр. Однако полученная раннее травма не позволила Лихтенфельду выступить в «Маккабиаде», и ему пришлось вернуться в Словакию, где уже во всю расцветало коричневым цветом нацистское движение. Молодой, энергичный, физически сильный и ловкий Имрих организовал отряд еврейской самообороны и в течение нескольких последующих лет участвовал в сотнях мелких схваток и масштабных побоищ с нацистами. Но после аннексии Гитлером Чехословакии и вторжения в Польшу стало очевидно, что любые формы еврейского сопротивления в Европе без поддержки извне были обречены на поражение.
В 1940 году Имрих Лихтенфельд, спасаясь от преследования властей, садится на «Пентчо» - ржавый речной пароходик, направившийся из Братиславы вниз по Дунаю и – через Эгейское и Средиземное море – в Палестину. Почти в самом конце путешествия паровой котел «Пентчо» взорвался, и корабль сел на мель у греческого острова Камиланиси. Имрих и четверо его друзей на спасательной шлюпке отправились в сторону Крита. Но сильный ветер и морские течения отнесли шлюпку в сторону; на исходе пятого дня дрейфа их подобрало британское военное судно.
Обессиленного, с тяжелой формой ушной инфекции, подхваченной во время путешествия, Лихтенфельда доставили сначала в еврейский госпиталь в Александрии, где он перенес несколько операций и был на грани смерти, а потом (так как все его документы были утрачены при кораблекрушении) – в английский лагерь для военнопленных.
Когда личность Лихтенфельда была установлена, он вызвался добровольцем и полтора года отслужил в Чешском Легионе под командованием Британского экспедиционного корпуса, успев повоевать в Ливии, Египте, Сирии и Ливане. В 1942 году Лихтенфельд был демобилизован и получил право на въезд в Палестину. Там у человека с его опытом и способностями была одна дорога: в «Хагану».
С 1944 года Лихтенфельд начал тренировать бойцов «Хаганы», «Пальмаха», «Пальяма» (морской спецназ) и еврейской полиции «Нотрим». Его работа включала в себя как обучение рукопашному бою и владению ножом, так и общефизическую подготовку и плавание.
В 1948 году, вскоре после преобразования полуподпольной «Хаганы» в «Цахал» - официальную армию обороны молодого государства Израиль, генерал Ицхак Садех назначил Имриха Лихтенфельда шеф-инструктором по общей физической подготовке солдат АОИ.
Приблизительно в это время Имрих Лихтенфельд вводит в армейский лексикон словосочетание «крав-мага» (ивр. «Контактный бой»).
Проходя службу на базе «Бахад 8» (на территории института им. Вингейта) Лихтенфельд начинает систематизировать и модифицировать приемы, входившие в эклектичный арсенал КАПАП. На смену палочному бою приходит работа с винтовкой (удары стволом, цевьем и прикладом объединяются в единый комплекс – «мельницу» - которая до автоматизма вдалбливается в голову каждого новобранца; штыковой бой не изучается, так как в АОИ штык не применяется), приемы греко-римской борьбы вытесняются болевыми и удушающими из дзюдо и джиу-джитсу, прочие техники усредняются и подгоняются под возможности среднестатистического солдата. Новые техники разрабатываются на инстинктивных реакциях необученного человека.
В начале 1960-х Имрих Лихтенфельд меняет имя на Ими Сде-Ор (ивр. «Поле света» - прямой перевод с идиша «Лихтенфельд»). В 1961 году он направляется в командировку в Эфиопию, где следующие два года обучает местную армию рукопашному бою. Именно тогда Ими пополнят арсенал крав-мага ударами ногами из каратэ и муай-тай.
Во время службы Ими Сде-Ор написал первое пособие по рукопашному бою для АОИ. Благодаря Сде-Ору рукопашный бой в АОИ из малой составляющей ближнего боя (наряду со стрельбой, ориентированием на местности, тактикой зачистки помещений и т.д.) превратился в самостоятельный раздел подготовки солдат.
В 1963 году Лихтенфельд заканчивает службу в армии в чине уоррент-офицера (ивр. «рав самал ришон» - промежуточный чин между унтер-офицером и офицером; условно говоря «уже не прапорщик, но еще не лейтенант» - однако нет такого генерала в АОИ, который в свое время не получал бы пинка от уоррент-офицера Лихтенфельда) и начинает преподавать крав-мага в Нетании и Тель-Авиве.
К этому моменту крав-мага еще не сформировалась, как самостоятельная система. Скорее, это был раздел самообороны и реального уличного боя, который факультативно изучали такие мастера, как Гади Скорник, Моше Галиско, Денис Ганновер, Хаим Пеер, Мони Айзек, Эли Авикзар, Хаим Гидон, Юда Ваздиас – при этом продолжая практиковать и преподавать дзюдо и джиу-джитсу, каратэ и айкидо.
Однако, когда Ими упрекали в том, что его система – всего лишь набор заимствованных техник из других стилей, Ими отвергал это обвинение в плагиате: «Мы не берем из других боевых искусств, мы изучаем базовую технику каждого из них, чтобы научиться реагировать на любую непредвиденную атаку. Я преподаю бокс не для того, чтобы воспитать боксера, а для того, чтобы научить противостоять боксеру. Если я ударю кого-то кулаком, это можно назвать боксом? Нет. Кулаками били задолго до появления бокса, а ногами – до рождения каратэ. Я взял лучшие защиты, которые существуют в боевых искусствах, но эти защиты существовали задолго до того, как им придумали названия. Я использую самые естественные защитные реакции человека, улучшаю и усовершенствую их».
Вплоть до 1968 года в крав-мага не было своей системы рангов, и прогресс ученика оценивался его достижениями в дзюдо. Тренировки проходили в дзюдоги, и первая система рангов крав-мага была основана на цветных поясах.
Первым обладателем черного пояса по крав-мага в 1971 г. стал Эли Авикзар, о котором более подробно будет рассказано ниже.
В 1972 году в институте им. Вингейта прошел первый курс для гражданских инструкторов по крав-мага.
Позже черные пояса из рук Ими Сде-Ора получили Рафи Эльгариси (1973 г.), Хаим Зут, Шмуэль Курцвиль, Хаим Хакани, Шломо Ависира, Виктор Браха (все – в 1975 г.), Ярон Лихтенштейн (1978 г.), Авнер Хазан (1979 г.), Микки Азулин (1980 г.).
В 1978 году Ими Лихтенфельд и Хаим Гидон создают первую гражданскую организацию, занимающуюся развитием крав-мага – IKMA (Israel Krav Maga Association), существующую и по сей день.
В 1981 году крав-мага выходит на международную арену благодаря спонсорской поддержке израильского мецената Дэниэла Абрахама и энтузиазму американца Дарена Левина, который в 1984 году создает KMAA (Krav Maga Association of America), а в 1999 - KMW (Krav Maga Worldwide). С благословения Ими в 1994 году один из его ближайших учеников Эяль Янилов создает IKMF (International Krav Maga of America), а три года спустя, в 1997 г. в Париже Ришар Дуэб организует FEKM (Federation European de Krav Maga).
Ими Сде-Ор скончался в январе 1998 г., успев при жизни увидеть, как далеко шагнула крав-мага за пределы Израиля.
Несмотря на свои навыки, приобретенные в жестоких схватках не на жизнь, а на смерть, и карьеру тренера по рукопашному бою Ими Сде-Ор был далек от образа безмозглого мускулистого бойца. По отзывам современников, Ими был интеллигентным, чувствительным, очень образованным и утонченным человеком; не только и не столько тренером, сколько духовным наставником нескольких поколений израильтян.
С его чутьем на людей, огромным жизненным опытом, врожденным гуманизмом и едким чувством юмора, Ими всегда готов был помочь ученикам советом в сложной ситуации. Он всегда оставался образцом европейского джентльмена, пронеся через долгую и трудную жизнь свои неизменные принципы: уважения к человеку, избегания ненужного применения силы, скромности, миролюбия и стопроцентной честности со своими учениками.
Именно благодаря Ими Сде-Ору мир узнал, что такое крав-мага.

Эли Авикзар, человек-легенда

Эли Авикзар (1947-2004) иммигрировал в Израиль из Марокко в 1963. В карманах у него было пусто, а за плечами оставалось детство еврейского мальчишки выросшего в арабской стране, включавшее в себя множество драк на улицах родной Касабланки.
Эли начал тренироваться у Ими Сде-Ора в 1964 году в институте им. Вингейта в Нетании, и вскоре стал его любимым студентом. С 1965 года Ими добавил в свой курс крав-мага уроки дзюдо, и учителями Эли по дзюдо стали такие известные инструктора, как Гади Скорник и Амос Гриншпен.
Эли тренировался дважды в неделю, и после экзамена на оранжевый пояс по дзюдо, с разрешения Ими переехал в Тель-Авив, где продолжил заниматься дзюдо, добавив к нему тренировки по каратэ и джиу-джитсу. Целью этих тренировок было разработать эффективные контрприемы крав-мага против техник каратэ и дзюдо.
В 1968 году Эли начал изучать айкидо под руководством англичанина по имени Майк, и в течение года стал его партнером по тренировкам. Впечатленный прогрессом своего ученика, Майк посоветовал ему уехать за границу для обучения программе черного пояса по айкидо. Вскоре Эли последовал его совету.
В 1971 году Эли получил черный пояс по дзюдо, а 5 января первым аттестовался на черный пояс по крав-мага, после чего уехал во Францию, где получил коричневый пояс по айкидо. По возвращении, Эли Авикзар начал работать инструктором плечом к плечу с Ими Сде-Ором в тренировочных центрах Нетании и Тель-Авива. Параллельно они готовили специальные армейские подразделения. В 1974 году Ими полностью передал Авикзару бразды правления центром в Нетании, а в 1976 Эли Авикзар начал контрактную службу в АОИ в качестве шеф-инструктора по крав-мага.
В 1977 году Эли съездил в Германию и сдал там экзамен на черный пояс по айкидо. В то же время Авикзар активно развивал крав-мага в армии: им были разработаны более углубленные курсы, и теперь каждый инструктор по физподготовке АОИ обязан был изучать и преподавать крав-мага. Развитие армейской крав-мага было вызвано в первую очередь развитием гражданского направления, разработкой новых методик и упражнений, доказавших свою эффективность. Эли продолжал развивать крав-мага в армии вплоть до своей отставки в 1987 году. За 11 лет службы Эли Авикзар обучил 92000 солдат АОИ, превратившись в живую легенду крав-мага.
Что же до гражданского направления крав-мага, то в 1978 году Эли Авикзар впервые вручает черные пояса двум своим ученикам: Ави Авизидону (8 дан крав-маген, нынешний глава KAMI) и Эялю Янилову (эксперт 3-го уровня, глава IKMF). В числе прочих учеников Эли Авикзара были Хаим Гидон (сегодня – 10 дан, глава IKMA), Ги Дар (5 дан, основатель Фулл Контакт Крав), Эли Левштейн (5 дан), Ицик Бен-Марги (3 дан), Ами Нив (основатель айки-крав-мага), Коби Лихтенштейн (глава SAFKM), Ави Мояль, Эли Бен-Ами и Габи Ноах (члены Глобальной команды инструкторов IKMF), братья Савир, Симон Фадида, Рувен Маймон, Авнер Хазан, Рафи Эльгариси и много других, широко известных в мире крав-мага людей.
Можно сказать, что если Ими Сде-Ор создал крав-мага, то Эли Авикзар создал инструкторов крав-мага. Именно благодаря его активной педагогической деятельности крав-мага в Израиле стали заниматься не только для себя, но и для того, чтобы преподавать ее другим. Заслуга Эли Авикзара – в создании преемственности процесса обучения, воспитании целого поколения инструкторов, как армейских, так и гражданских.
По сути, Эли Авикзар сделал первый шаг по превращению крав-мага из инструмента для выживания в боевое искусство. Вторым шагом в этом направлении стало создание им собственного стиля, получившего название Крав-Маген (ивр. «Боевой щит»).
В 1987 году Авикзар принимает решение о выходе из IKMA и с благословения Ими Сде-Ора создает KAMI (Krav Magen Israeli Association).
Крав-Маген отличается от крав-мага не столько внутренним содержанием, сколько внешней формой. Адепты Крав-Маген носят униформу, напоминающую южнокорейский добок для тэквондо ВТФ, аттестуются на цветные пояса, причем для сдачи на следующий пояс необходимо не только владеть соответствующим арсеналом техник, но и отзаниматься положенный срок с момента предыдущей аттестации. Сама техника крав-маген делится на два раздела: самооборону (защиту от внезапного нападения) и т.н. «защитный бой» (открытую конфронтацию). Технический арсенал Крав-Маген так же, как и в крав-мага, строится на инстинктивных реакциях человека и содержит все те же приемы.
Принципиальное же отличие Крав-Маген в том, что тренировки включают в себя не только тактическую подготовку к экстремальной ситуации, но и воспитание в учениках хладнокровия, дисциплины и сдержанности в повседневной жизни. Таким образом, если крав-мага от Лихтенфельда – это инструмент для выживания, то Крав-Маген Эли Авикзара – это уже скорее образ жизни, близкий к восточному понятию «Путь».
В 1996 году Эли получил 8 дан и Диплом Основателя, впервые врученные Ими Сде-Ором, а в 1999 году Эли по решению старших инструкторов KAMI был присвоен 10 дан крав-маген.
После смерти Авикзара в 2004 году KAMI возглавил Ави Авизидон, 8 дан, бывший армейский шеф-инструктор по крав-мага, ответственный за подготовку морского спецназа.
KAMI имеет более 40 филиалов в Израиле и только один за рубежом - в Швеции.

Хаим Гидон, сохраняющий верность

Бывший боксер Хаим Гидон начал заниматься крав-мага в конце 1960-х годов в рядах АОИ. За время своей службы Гидон успел принять участие в трех войнах – Шестидневной войне, Войне на Истощение и Войне Судного Дня, после чего демобилизовался и продолжил изучение крав-мага под личным руководством Ими Лихтенфельда, очень скоро попав в число наиболее приближенных к мастеру студентов.
При участии Гидона в крав-мага был полностью переработан такой раздел, как ведение боя на земле – на смену дзюдоистскому партеру пришли ударные травмирующие техники, и были усовершенствованы техники защиты от вооруженного противника, в том числе от террориста с гранатой.
В 1978 году по инициативе Лихтенфельда и при непосредственном участии Гидона была организована «Федерация крав-мага и самообороны по методу Ими» (Federation for Krav Maga and Self-Defense - Imi's Method), в 1980 году переименованная в Israeli Krav Maga Association (IKMA) – первая гражданская организация, поставившая перед собой цель развивать крав-мага как самостоятельную дисциплину рукопашного боя и оказывать поддержку гражданским инструкторам и практикам крав-мага.
Основателями Федерации были: Ими Сде-Ор (президент), Барак Ехошуа (председатель профессионального комитета), Цви Морик (секретарь), Хаим Зут, Эли Авикзар, Рафи Эльгариси, Оскар Клейн и Хаим Гидон.
С 1980 по 1982 год Хаим Гидон тренировался у Эли Авикзара, у которого и получил свой 1 дан.
На протяжении двадцати лет, вплоть до своей кончины в 1998 году, Ими Лихтенфельд оставался бессменным президентом IKMA, а Хаим Гидон отвечал за программы аттестации от желтого пояса до пятого дана включительно (даны выше пятого в IKMA вручаются не за технику, а за вклад в развитие крав-мага).
Тем не менее, экзамены на черные пояса принимал лично Ими, чей авторитет оставался непререкаемым до конца его жизни. В конце 80-х, когда в IKMA назрел раскол – многие ведущие мастера начали выходить из нее и создавать свои организации, встал вопрос о преемнике Ими. Было ясно, что человек, удостоенный наивысшего дана из рук Основателя унаследует и кресло президента. К началу 90-х годов было всего три мастера с 5-м даном по крав-мага: Эяль Янилов, Хаим Зут и Хаим Гидон. Первым, кого Ими удостоил почетным 6-м даном, стал Хаим Зут – однако он вышел из IKMA в 1993 году, и роль преемника перешла к Хаиму Гидону.
Сам Гидон получил из рук Лихтенфельда почетный 8-й дан на торжественной церемонии в 1995 году. Тогда же Ими назначил Хаима Гидон председателем экзаменационной комиссии, аттестующей на черные пояса по крав-мага.
После смерти Лихтенфельда Гидон был избран пожизненным президентом IKMA, удостоен звания Грандмастера и наивысшего 10-го дана. Хаим Гидон также является членом профессионального комитета по самообороне крав-мага при институте им. Вингейта, и на протяжении более чем тридцати лет тренирует израильскую полицию и частные охранные структуры.
В числе его учеников такие выдающиеся мастера, как его сын Охад Гидон (6 дан, старший тренер в институте им. Вингейта), Йоав Крайн (4 дан, генеральный секретарь IKMA), Игаль Арбив (3 дан), Рик Блицштейн, Алан Фельдман, Боаз Авирам, Нир Маман, Дрор Сапорта и многие другие.
Еще один ученик Гидона – американец Давид Кан, издал две книги по крав-мага: Krav Maga: An Essential Guide to the Renowned Method--for Fitness and Self-Defense и Advanced Krav Maga: The Next Level of Fitness and Self-Defense.
IKMA - старейшая из организаций крав-мага – имеет свои представительства в пяти странах мира: США, Голландии, Польше, Португалии и Бразилии.

Хаим Зут, патриарх

Хаим Зут, потомок латышских евреев, родился в 1935 году в Палестине, на ферме Пардес-Хана. В 1952 году он вступил в ряды АОИ, где и познакомился с шеф-инструктором по крав-мага Ими Лихтенфельдом. Открыв в себе склонность к занятиям рукопашным боем, Хаим Зут демобилизовался в 1955, но уже год спустя вернулся в армию, чтобы принять участие в Синайской кампании. По окончании войны, Хаим вернулся на родную ферму, где занимался земледелием.
В 1963 году, вскоре после демобилизации Ими Сде-Ора, он пригласил Хаима Зута принять участие в подготовке первого курса для гражданских инструкторов крав-мага. Так началось сотрудничество длиной в тридцать лет. В том же 1963 году Зут получил лицензию на преподавание в институте им. Вингейта и начал тренировать крав-мага в Хадере, Пардес-Хане и Ган-Шемуэле. Вместе с Ими Хаим Зут принял участие в создании IKMA, и долгое время считался наиболее вероятным наследником Ими.
С 1969 года Хаим Зут продолжает свое образование в институте им. Вингейта, повышая квалификацию и получая лицензии все более и более высокого уровня. Он стал единственным инструктором по крав-мага, окончившим курс подготовки для тренеров олимпийской сборной Израиля – и хотя крав-мага никогда не была (и не будет) спортом, это дало Зуту неоценимую массу знаний по общей физической подготовке бойцов.
В то же время в мире крав-мага начинается процесс активной коммерциализации и превращения армейского рукопашного боя в разновидность фитнесса, что вызывает неодобрение со стороны старых мастеров. Первым IKMA покидает Эли Авикзар в 1987, а последним – Хаим Зут в 1993. Оставив борьбу за кресло наследника Ими (где Зут был фаворитом), он учреждает Association of Krav Maga International-Kapap. Так же, как и Авикзар, он вводит униформу и символику, похожую на униформу восточных боевых искусств, сохраняет систему цветных поясов. Организация Хаима Зута принципиально не публикует никаких письменных руководств по крав-мага, считая это занятие бессмысленным, так как овладеть крав-мага можно только в зале, а не лежа на диване.
В 2003 году совет тренеров и мастеров боевых искусств Израиля присвоил Хаиму Зуту наивысший 10-й дан, а в 2006 его включили в Зал Славы боевых искусств и удостоили звания Грандмастера за сорок лет преподавания.
В числе учеников Хаима Зута такие мастера, как Ури Рефаэли, Илан Фадлон, Ярон Стил, Гай Коэн, Дани Немихенизер, Мени Мехабад и единственная женщина – обладательница 2-го дана – Авивит Коэн.
Международное крыло федерация Хаима Зута – Krav Maga International – имеет всего одного представительство за рубежом, в Нью-Йорке.

Хавив и Моше Галиско, традиция и современность

Два брата – Хавив и Моше Галиско – стояли еще у истоков израильского рукопашного боя, когда он назывался КАПАП и преподавался в тренировочных лагерях «Хаганы». Моше Галиско изучал ближний бой в еврейской бригаде британской армии, и воевал в Греции, Италии и Ливии; он погиб при прорыве блокады Иерусалима.
Хавив Галиско, уроженец Иерусалима, член «Хаганы», боец батальона «Мория», участник прорыва блокады, Катмонского боя и боя за монастырь «Сан Симон», был в числе первых инструкторов по КАПАП. Сам Хавив изучал азы искусства самозащиты у британского сержанта и своего брата Моше.
После образования Израиля и АОИ Хавив Галиско продолжал тренировать солдат рукопашному бою, а после выхода в отставку открыл секцию КАПАП в Иерусалиме. Вскоре он переехал в Беер-Шеву, где занялся тренингом своего старшего сына Моше-Хай Галиско, который параллельно изучал дзюдо и каратэ. В 1972 году Хавив помог сыну открыть клуб КАПАП-каратэ, а с 1979 по 1981 года они вдвоем тренировали также в городе Ямит в Газе.
Моше-Хай Галиско достиг 7-го дана по Cетокан-каратэ, что наложило определенный отпечаток на его технику КАПАП. Впрочем, его отец всегда одобрял синтез техник из различных стилей, появляющихся в Израиле, таких как каратэ, муай-тай, джиу-джитсу, самбо и даже арнис и кали. КАПАП Галиско также включает в себя тактическую стрельбу, работу дубинкой, куботаном и керамбитом, экстремальное вождение автомобиля и выживание в полевых условиях.
Таким образом КАПАП Галиско – это возрождение КАПАП «Хаганы», комплексной системы подготовки бойца к ведению партизанской войны.
В 1999 году Хавив и Моше-Хай Галиско зарегистрировали Международную Ассоциацию КАПАП. Центр Ассоциации находится в городе Беер-Шева. После смерти Хавива Галиско в 2005 году, Ассоциацию возглавил Моше-Хай Галиско.

Деннис Ганновер, умеющий выживать

Деннис Ганновер родился Южной Африке в 1937 году. Детство его было далеко не безоблачным: отец Денниса, Йозеф Ганновер, бежавший в ЮАР от погромов в Европе, оставил семью, когда Деннису было три года. Мать осталась с тремя детьми и практически без средств к существованию. Так что выживание для Денниса стала образом жизни с самого раннего детства.
Ганновер рос спортивным юношей, занимался бегом, дзюдо и каратэ. Отставной британский военный обучал его азам армейского рукопашного боя. В 1958 году Деннис стал чемпионом ЮАР по дзюдо и открыл в Йоханесбурге школу дзюдо и самообороны.
В 1960 году Ганновер переезжает в Израиль, где открывает первую в Израиле школу дзюдо в поселении Моледет. Там же открывается школа каратэ Сиднея Файга, где продолжает свои тренировки и Деннис. В 1966 году Деннис перебирается в Тель-Авив, и открывает там школу боевых искусств «Будока», где преподавалось дзюдо, джиу-джитсу, каратэ и курсы самообороны.
В 1975 году Деннис участвует в чемпионате мира по Кекусинкай каратэ и получает из рук Масутацу Оямы третий дан. С 1976 по 1987 год Ганновер был президентом израильского отделения федерации Кекусинкай каратэ.
Параллельно Деннис Ганновер занимался разработкой собственной системы рукопашного боя, названной им Деннис Гисардут (ивр. «Выживание Денниса»). Впервые он продемонстрировал свою систему в 1983 году перед комиссией Европейского Объединения Джиу-Джитсу. Система Ганновера была признана самостоятельным боевым искусством, а ее основателю был вручен почетный 5 дан. Десять лет спустя, в 1993 году отец Гисардут получил уже 9-й дан, и был избран вице-президентом вышеупомянутого Объединения.
Это направление эволюции израильского рукопашного боя развивалась параллельно деятельности Ими Лихтенфельда, однако в истоках ее лежали все те же дзюдо, каратэ и нацеленность на максимальную эффективность в реалистичных ситуациях – поэтому Гисардут, хоть и не являясь ответвлением крав-мага, во много напоминает ее, если не технически, то идеологически.
Объединив техники каратэ, дзюдо и джиу-джитсу, Ганновер создал универсальную систему, включающую в себя как удары руками и ногами, так и броски, подсечки, болевые приемы и технику боя лежа. Из Кекусинкай каратэ Гисардут унаследовал жесткую технику набивки ударных поверхностей и умения принимать удар.
Так как система называется «Выживание», то помимо рукопашного боя и тактической стрельбы в нее входят курсы плавания и выживания на природе.
Помимо всего этого Деннис Гисардут – это еще и спорт, с регулярными соревнованиями по спаррингам и самозащите, и философская концепция, нацеленная на воспитание в занимающихся уважения к Б-гу, своей стране, семье, учителям, товарищам и самому себе.
Два сына Денниса Ганновера – Ярон (1964 г.р.), 9-й дан, и Ги (1968 г.р.), 8-й дан, - вместе с отцом продолжают заниматься развитием Гисардут в Израиле и в мире. Представительства Деннис Гисардут есть в США, Великобритании, ЮАР, Греции, Венгрии, Австрии и Канаде.

Гади Скорник, широко известный в узких кругах

Имя Гади Скорника мало кому известно за пределами государства Израиль. Однако этот человек, обладатель 10 дана и титула «канчо», пользуется заслуженным авторитетом среди израильских мастеров боевых искусств.
Он родился в 1940 году во Франции, в 17 лет репатриировался в Израиль, где занимался дзюдо, на протяжении нескольких лет удерживал титул национального чемпиона и отстаивал честь страны на международных соревнованиях.
Во время службы в армии Скорник изучал крав-мага, после чего стал инструктором спецподразделением, демобилизовавшись в чине подполковника.
В гражданской жизни Гади Скорник известен прежде всего тем, что разработал собственное боевое искусство Гади Кенпо Джитсу, или просто Гади Кенпо, на основе дзюдо, крав-мага и смешанных боевых искусств. Система Скорника была признана институтом им. Вингейта, Министерством образования Израиля и Всемирным Институтом боевых искусств.

Ехошуа Сойфер, мастер подражания

Пожалуй, самым оригинальным направлением израильского рукопашного боя является Абир.
Его создатель (который, впрочем, отрицает свое авторство, утверждая, что получил знания об Абире по наследству) – Ехошуа Софер, родился и вырос на Ямайке, где впервые начал постигать искусство боя в возрасте пяти лет под надзором пожилого китайца. Когда два года спустя семья Софера переехала в Лос-Анджелес, семилетнего Ехошуа отдали в школу тансудо, где уже в 10 лет он получил первый дан. К своему восемнадцатилетию Софер начал изучать корейское боевое искусство куксульвон у мастера Су Ин Хюка. Параллельно Софер изучал языки (помимо идиша, иврита и английского, он владеет китайским, корейским, арабским и испанским) и работал телохранителем и спарринг-партнером в кикбоксинге.
В 1989 году Софер переехал в Израиль, будучи обладателем 7-го дана по тэквондо, 6-го дана по хапкидо и куксульвон, и открыл свою школу в Иерусалиме. Вскоре после этого он объявил, что изучал не-еврейские боевые искусства не по своей воле, а по принуждению своего отца – мастера кланового древнего еврейского боевого искусства под названием Абир (а отец, естественно, изучал Абир у своего отца, деда Ехошуа, Нахмана Софера, который был личным телохранителем Лоуренса Аравийского). Отец заставлял Ехошуа изучать корейские боевые искусства, чтобы наследник Абира смог развивать древнюю традицию в современном мире жестокой конкуренции среди различных стилей боевых искусств.
Сам Абир (ивр. «Военный вождь»), по словам Софера, является наследием двенадцати колен Израилевых, и включает в себя 12 базовых принципов (названных по именам колен Израилевых), 365 техник ведения боя (по числу дней в году и повелевающих заповедей в Торе), плюс 248 техник для мастера (по числу костей в теле человека и запрещающих заповедей в Торе) и 18 боевых танцев (6 – с оружием и 12 без).
Софер утверждает, что Абир – система возрастом в тысячи лет – с древнейших времен использовался для обучения еврейских воинов бою с копьем и мечом, а также голыми руками; родился Абир в результате подражания диким животным, в первую очередь - львам.
Тем не менее, не существует никаких письменных источников, подтверждающих слова Софера. Для евреев – народа Книги, всегда отличавшегося поголовной грамотностью и склонного документировать любое мало-мальски значимое событие или явление – существование «тайного» боевого искусства, да еще на протяжении веков гонений и рассеяния по миру, представляется маловероятным. Скорее всего, история Абира является плодом исторических изысканий и реконструкций самого Ехошуа Софера.
Тем не менее, никто в Израиле не ставит под сомнение боевое мастерство Софера, а его школа пользуется популярностью среди ортодоксальных евреев, не в последнюю очередь потому, что Софер – бреславский хасид – сам относится к их числу.

(с) 2008, Антон Фарб
Разрешается распространение только на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста.
По вопросам коммерческого использования текста обращайтесь afarb@ukr.net

Категория: Статьи о крав-мага | Добавил: zakalwe (06.04.2008) | Автор: Антон Фарб E W
Просмотров: 6401 | Рейтинг: 3.0/2
Поиск
Ссылки
-----
Copyright IIRSoft © 2007 - 2019 Rambler's Top100 Rambler's Top100